Цифровой звук

         

Vs 160: кто кого?


Соперничество между 128 и 160 кбит идет, наверное, не меньшее, чем между 256 и 320. Среди пользователей можно найти много сторонников как одного, так и другого режимов. Поэтому проведем перекрестное сравнение качества кодирования для режимов 128 и 160 раздельно для каждого кодера. А поскольку в обоих режимах кодер OGG назван мною лучшим, начнем сравнение именно с него.

Да уж… звучание отличается, и отличается сильно. На этот раз даже звучание низких частот заметно другое: они становятся размытыми, теряется четкость ударов и разборчивость басовых линий. Высокие частоты кажутся более "металлическими" и в то же время размытыми. Большой разницы в звучании на средних частотах я не заметил, видимо, разработчики пошли по верному и опробованному пути экономии на высоких и низких частотах в пользу среднего частотного диапазона. В целом звучание 160 заметно более сочное и живое, поэтому, если есть возможность не экономить, лучше кодировать в 160 кбит - для Сети это будет еще приемлемым размером. Сравнение спектра дельта-сигналов только подтверждает мои слуховые впечатления.

Для OGG разница получается ощутимая - порядка 4 дБ. В целом спектр отличается только уровнем сигнала, кроме небольшого смещения в районе 2 кГц, которое и говорит об одинаковом качестве передачи средних частот.

Теперь обратим внимание на старый добрый LAME. Напомню, что относительно качественно кодировать в 128 кбит LAME стал не так давно (несколько последних версий), поэтому сравнение должно быть познавательным. Качество на семплах с большим количеством высоких частот отличается колоссально. Если при 160 передача была еще относительно нормальной, то на 128 звучание стало отрывистым, жестким, металлическим, да к тому же еще и сильно искаженным эффектом "зажевывания" или фазовыми искажениями. На семплах с менее ярко выраженными высокими частотами такого резкого отличия не наблюдается, однако их звучание редко бывает удовлетворительным. Это минус, зато есть и большой плюс. Звучание низких и средних частот в двух режимах практически не отличается! Даже видимое по сонограмме отличие в средних частотах на звучании не сказывается.

Общее отличие по уровню дельта-сигналов для LAME значительно ниже OGG, наибольшая разница не превышает 2 дБ, в то время как для OGG наблюдаются различия в 4-5 дБ. Потому и на слух семплы LAME имеют меньшие различия.

Таким образом, выбирая между 128 и 160, вам стоит задуматься вот о чем. У LAME в основном страдает качество передачи высоких частот, у OGG затрагиваются также низкие частоты. Если говорить об общем уровне качества, я бы посоветовал придерживаться 160 кбит везде, где это возможно, а к 128 прибегать только в самых крайних случаях, т.к. разница в размере невелика, а в качестве звучания огромна.



Содержание раздела