Цифровой звук

         

Поддерживаемые типы файлов


На текущий момент плеер поддерживает файлы форматов МР3 и WMA, однако в будущем ожидается расширение данного списка. Впрочем, в крайнем случае можно распаковывать имеющиеся файлы в WAV, а РС2 сожмет их в один из поддерживаемых форматов прямо при записи в плеер.

Поддержка МР3 полная: все битрейты, все частоты дискретизации, чтение ID3. Плеер справился даже с файлами с частотой 22 КГц, которые многим его конкурентам не под силу. Что касается WMA, то с ним ситуация чуть сложнее: с параметрами проблем нет, а вот тэги пока не отображаются. Впрочем, большой пользы от этого формата все равно не наблюдается, поскольку преимуществ перед МР3 у него по большому счету нет (как бы ни старалась Microsoft убедить всех, что ее 64 Кбит/с равны 128 Кбит/с МР3).


Официально поддерживаются все МР3-файлы независимо от битрейта, но с частотами дискретизации 32, 44 и 48 кГц. Так оно на самом деле и есть, что радует в случае битрейтов и несколько неприятно, если говорить о частотах дискретизации (все же такое ограничение было более привычно года два назад, нежели сейчас). Однако очень многие пользователи данный недостаток вряд ли заметят на практике, но помнить о нем все-таки следует.

С совместимостью с различными файлами не все гладко, причем у меня сложилось ощущение, что в этом плане у плеера проблем больше, нежели у большинства протестированных мной устройств: слишком уж часто он отказывался воспроизводить отдельные файлы или целые альбомы. Примеры? Пожалуйста. Не возникло никаких проблем с первыми восемью дисками сборников "Нашествие", скачанными с AllOfMP3.com, однако песни из девятого и десятого дисков, скачанные оттуда же, не воспроизводились ни при каких условиях. Доходило и до смешного: иногда плеер способен проигрывать все песни из какого-либо альбома, за исключением одной или двух, закодированных точно также и тогда же, что и остальные. В общем, в этом плане претензий к DIVA довольно-таки много (особенно если учесть второе - то, что воспроизводится одна песня из какого-либо альбома, не означает, что будет проигрываться и другая).

Позднее после консультаций с производителем была выяснена причина такой привередливости DIVA. Камнем преткновения оказались файлы с тэгами ID3 v. 2.x. Причем не все, а только с русскими тэгами данных версий. Причем, опять же, не все, а только те, в которых встречается сочетания "ят" (в любом поле). Вообще говоря, вторая версия тэгов делалась в рассчете на то, что не умеющие с ней работать плееры (и аппаратные, и программные) должны просто тэг проигнорировать. Однако в DIVA есть небольшая ошибка, в результате которой тэг пытается обрабатываться и... параметры файла определяются неправильно, плеер решает, что его воспроизведение невозможно и пропускает. Таким образом, проблема исправима путем "истребления" тэгов второй версии перед закачкой песен в плеер, но все равно неприятна. Замечу, что в устройствах последнего поколения от Daisy Tech. данная проблема устранена целиком и полностью.

Ну а если уж плеер взялся воспроизводить файл, то сделает он это на вполне приличном уровне, без каких-либо явных артефактов.




Ничего удивительного, что DIVA и Music Pen идентичны как по поддерживаемым форматам (МР3 со всеми битрейтами и частотами дискретизации 32, 44 и 48 кГц), так и по числу проблем, возникающих с, вроде бы, подходящими файлами - декодер-то у обоих плееров одинаковый.




При использовании плеера без пульта ДУ практически все идентично модели РА20, так что останавливаться я на этом не буду. Подключение пульта немного меняет ситуацию. Во-первых, как и обещалось, не воспроизводятся файлы с битрейтом 320 Кбит/с ? плеер их просто пропускает. Причем с файлами с VBR проблем никаких – не наблюдалось «выпадения фреймов» с битрейтом 320 Кбит/с, так что это ограничение кажется даже несколько искусственным. Также плеер пропускает файлы с битрейтом 32 кГц, чему нельзя не порадоваться ? без пульта он, равно как и РА20, при попытке воспроизведения подобных файлов просто-напросто зависает. Однако точно так же плеер оставляет без внимания файлы с частотой 22 кГц, хотя без пульта отлично их воспроизводит. Т.е. есть свои тонкости. С другой стороны, файлы с битрейтом до 256 Кбит/с (по статистике, большим пользуется лишь семь процентов) и стандартной для CD частотой 44 кГц воспроизводятся нормально. Сложилось даже ощущение, что с совместимостью проблем меньше, чем у РА20. Частота дискретизации 48 кГц тоже поддерживается полностью, не хуже, чем 44.






Сначала о МР3. Исправлен один из серьезнейших недостатков предшественника: теперь поддерживаются не только все битрейты от 8 до 320 Кбит/с, но и все частоты дискретизации от 8 до 48 кГц (32 кГц больше не является чем-то исключительным). Какие-то посторонние звуки проявились, правда, при проигрывании файла с предельными параметрами (8 Кбит/с, 8 кГц), но ошибкой это считать нельзя: редкому плееру такое вообще по зубам, да и к стандартным битрейтам 8 Кбит/с вообще не относится. А вот другой недостаток остался в силе: воспроизводятся не все файлы с вроде бы допустимыми параметрами. Да, это и с другими плеерами очень часто бывает, но все равно несколько неприятно.

Теперь о WMA. Как я отметил в самом начале статьи, перед нами, наконец-то, устройство, полностью поддерживающее данный стандарт - никаких проблем не вызывают файлы, закодированные разными версиями кодека (V2, V7 и V8), с различными битрейтами до 192 Кбит/с включительно (для V2, естественно, до 160 Кбит/с - 192 он сам по себе не поддерживает) и с различными частотами дискретизации, включая и 48 кГц, что является камнем преткновения для почти всех остальных плееров с поддержкой WMA. Почему нормальной работы нам пришлось ждать так долго (самому стандарту уже года три, а первые аппаратные плееры с поддержкой WMA появились примерно два года назад) мне неизвестно, но, главное, дождались наконец-то :). Единственная замеченная проблема (если ее можно таковой считать) - почему-то не всегда правильно отображается битрейт: 96 Кбит/с на экране выглядит как 64 Кбит/с. С остальными же значениями все в порядке.

Так ли важна поддержка WMA сама по себе… Сложно сказать. В сети таковых файлов очень мало даже по абсолютному количеству, ну а по сравнению с терабайтами музыки в МР3 и вовсе - исчезающе мало. Стандарт был довольно-таки тепло встречен после появления, однако потом к нему как-то охладели. Год назад я знал один музыкальный архив, полностью отказавшийся от МР3 в пользу WMA, а потом он взял, да и закрылся :) Пиратских сборников в WMA тоже как-то не наблюдается.


Подобно всем современным моделям плеер поддерживает форматы MP3 и WMA, а также способен проигрывать аудиодорожки в файлах типа ASF, что умеют все последние модели MPIO, а также плееры от iRiver. По спецификации для МР3 поддерживаются все битрейты от 8 до 320 Кбит/с, а вот официальный битрейт для WMA ограничен 192 Кбит/с, так что вызывает сомнения совместимость устройства с WMA V9. Что там на деле, мы сейчас и проверим.

Сначала о MP3 ? полная поддержка всех битрейтов и всех частот дискретизации от 8 до 48 кГц как и обещали. В отношении же WMA обещания существенным образом перевыполнены: полностью поддерживается и WMA V9 с битрейтами до 320 Кбит/с, не возникает даже проблем с WMA-файлами с частотой дискретизации 48 кГц. И первое, и, особенно, второе до сих пор является камнем преткновения для очень многих MP3/CD-плееров, да и для некоторых флэшовых моделей тоже.

А еще плеер умеет работать с плейлистами формата M3U. До последнего времени это было фирменной «фишкой» iRiver, причем только MP3/CD. С учетом схожести CL100 с iMP-350 и iMP-400 можно было бы сделать выводы об очень близком родстве (если не сказать больше) этих моделей, особенно с учетом поддержки M3U и CD-Text, чего другие плееры не умеют. Но, как мы видим, тестирование воспроизведения WMA-файлов показало, что плееры все-таки достаточно сильно отличаются. Хотя я бы предпочел, чтобы отличий от старых моделей было больше.




В плане поддерживаемых параметров все примерно как у DMB Plus, только вот частоты дискретизации поддерживаются начиная с 8 кГц вместо 16, а битрейты - с 8 до 320 Кбит/с. Однако у меня и DMB Plus отлично управлялся с, вроде бы, неподдерживаемыми файлами типа 8 кГц, 8 Кбит/с, так что появление таковой поддержки в DME меня абсолютно не удивило. Интересно было другое - может, и с 320 Кбит/с плеер управится. Похоже, что управляется - во всяком случае, все, что я ему скормил, было нормально воспроизведено. Нельзя, конечно, считать, что это гарантирует полное отсутствие проблем, но… Нередко плеера и с официально поддерживаемыми файлами не могут справиться, а DME и с тем, с чем не обязан, умудряется работать.




Как и следовало ожидать, все просто замечательно: поддерживается только МР3, зато поддерживается полностью - битрейты от 8 до 320 Кбит/с, частоты дискретизации от 8 до 48 кГц. В общем, все на привычно высоком уровне. Никаких проблем, никаких артефактов.




К сожалению, использование не самого нового декодера накладывает свои ограничения на работу с файлами различных типов. Нет, с МР3 все отлично: любые частоты дискретизации, любые битрейты. Пострадала поддержка WMA: частота 48 кГц не поддерживается ни под каким соусом, а файлы версии V9 с максимальным битрейтом вызывают появление неприятных артефактов. В общем, все идентично iRiver iFP. Поскольку эти недостатки присутствовали еще в iFP-1xx и в целости и сохранности через полгода перекочевали в iFP-3xx, да и в MPIO они не исправлены, это следует считать аппаратной проблемой, которую прошивками не исправить. Таким образом, если вам очень важна именно работа с WMA, стоит подыскать себе другой плеер. Если же основным форматом является МР3, то тут уж проблем никаких. Я WMA использую активно, но только для аудиокниг, а там битрейт низкий, так что ни с какими проблемами при тестировании не столкнулся. В общем-то, поддержку битрейта выше 192 Кбит/с никто и не обещал.

Подобно плеерам iRiver, новые MPIO рассматривают как музыкальные и файлы с расширением ASF. Впрочем, особым достижением это не является ? звуковая дорожка в этих файлах, как правило закодирована в формате WMA, так что данная поддержка ничего не стоит производителю.




HAN-230UVS работает только с МР3-файлами ? никаких архитектурных излишеств. Впрочем, считать это существенным недостатком я не могу ? несмотря на давление со стороны Microsoft, успехи WMA на ниве сжатого звука не заметны абсолютно. Можно, конечно, сказать, что до появления версии V9 WMA технически отставал от МР3, однако... Большинство файлов в сети закодировано с битрейтом до 192 Кбит/с, что вполне по силам V7 и V8. Но при этом во всех архивах только МР3, пиратские и полупиратские сборники выходят только в виде МР3, да и сами пользователи предпочитают использовать именно МР3. Так что на сегодняшний день хватит и поддержки МР3. Хотел было сказать, что ситуация может быть и изменится через год-другой, да сообразил, что повторяю это почти три года :) Ну а про «успехи» других форматов и говорить не приходится ? их и на фоне-то WMA не заметно... о конкуренции с МР3 и речи быть не может.

Ну ладно, посмотрим, что там у нас с МР3. Никакой информации об ограничениях в руководстве нет, так что будем проверять. Плеер напрочь отказывается воспроизводить файлы с частой дискретизации ниже 16 кГц, однако вот с частотами 16-48 кГц при битрейтах от 8 до 320 Кбит/с все вроде бы нормально. Впрочем, плеер отказался воспроизвести один файл из тестового набора ? 48 кГц 320 Кбит/с, закодировано GOGO 2.39. Другие файлы с этими параметрами воспроизводились нормально, так что это мелкая несовместимость кодера и декодера, а отнюдь не невосприятие данных параметров в целом.




В целом, возможности плеера эквивалентны DAH-200M: поддерживаются файлы МР3 и WMA со всеми возможными битрейтами всех версий. Впрочем, работа с МР3 несколько улучшена: если DAH-200M имел проблемы с файлами с частотой дискретизации 48 кГц (воспроизводил, но с ошибками), то Ultrasm отлично потребляет файлы с самыми разными частотами. То ли с момента тестирования мной DAH-200M декодер "подтянули" прошивками, то ли просто применили немного модифицированный аппаратно вариант (в конце концов, на смену 200M тоже уже пришел 210М). А вот с WMA все осталось, как и прежде: 48 кГц не поддерживается никоим образом. Так что если вам сильно нужен формат WMA, то Digital Square Zillion по-прежнему вне конкуренции: только он воспроизводит WMA-файлы со всеми возможными частотами дискретизации.




По этому параметру плейдрайв просто превосходен. Полной поддержкой МР3 сейчас уже никого не удивишь (хотя некоторые устройство и преподносят до сих неприятные сюрпризы), так что просто скажу, что i-BEAD100 без проблем воспроизводит как MPEG 1.0, так и MPEG 2.0 Layer3, что дает нам полный набор частот дискретизации от 8 до 48 кГц при любых битрейтах от нестандартных 8, до 320 Кбит/с, включая и VBR, стерео и моно. Собственно, так оно и должно быть в конце 2002 года. А вот поддержка WMA порадовала. Плейдрайв без проблем воспроизводит файлы версий V2, V7, V8 и V9 со всеми допустимыми версией битрейтами. Приятной особенностью устройства является поддержка любых частот дискретизации от 22 до 48 кГц, а не только привычных по CD 44 кГц. Единственное, чего можно было бы пожелать, так это поддержки не только WMA V9, но и кодеков WMA V9 Lossless и Professional. C другой стороны, пока эти кодеки не поддерживает ни один аппаратный декодер, да и памяти плейдрайва маловато чтобы суметь извлечь из поддержки этих форматов практическую пользу, так что это я уже придираюсь.




  • типы файлов: MPEG 1/2/2.5 Layer 3, ASF, QDX, AAC;
  • битрейт: 8-320 кбит/с;
  • частота дискретизации: 8 кГц ? 44.1 кГц;
  • тэги: ID3 V1, V2 2.0, V2 3.0.



  • По традиции, первыми на тестирование части, отвечающей за воспроизведение, попали MP3-файлы, как наиболее распространенные во всем мире. Плеер поддерживает все типы MP3-файлов, что в общем-то и неудивительно, так как плеера от iRiver всегда очень хорошо работали с Mp3-файлами. В цифрах это выглядит как полный набор частот дискретизации от 8 до 48 кГц при любых битрейтах от нестандартных 8 до максимальных 320 Кбит/с, при поддержке VBR и ABR. Русские ID3-тэги поддерживались нормально и в полном объеме (как и указано в спецификации).

    К сожалению, русский шрифт по умолчанию по-прежнему имеет слишком большой размер. Для того, чтобы получить более компактный шрифт, можно использовать адаптированную прошивку, которую можно скачать с сайта Российской компании DataStorage. Надо сказать отдельное спасибо разработчику этой прошивки Nikolai за то, что он оперативно реагирует на появление и модернизацию новых версий. Теперь русский шрифт будет выглядеть вот так.

    Еще один момент, на который оказывает влияние размер шрифтов, это корректное отображение слов при работе с обучающим CD(совместная разработка компаний «DataStorage» и «Кирилл и Мефодий»), который, используя функцию Liric, позволяет заниматься изучением английского языка.

    В наушниках вы слышите произношение слова, а на экране видите его написание и перевод. Однако вернемся к нашим баранам, а вернее ? тэгам и типам файлов.

    При проигрывании композиции тэг демонстрируется в виде бегущей строки, предпочтение отдается старшим версиям тэгов. Максимальная длина тэга составляет 60 символов.

    Теперь перейдем к тестированию части, отвечающей за воспроизведение WMA. По моему глубокому убеждению, этот формат ? явление в мире цифровых форматов абсолютно лишнее, и я бы предпочел, чтобы вместо него плеер поддерживал гораздо более качественные и компактные форматы AAC или Ogg Vorbis. Однако тестировать приходится то, что есть. Плеер поддерживает WMA-файлы версий V2, V7, V8 и V9, но с серьезными ограничениями. Частота дискретизации 48 кГц при воспроизведении WMA-файлов не поддерживается абсолютно, плеер просто пропускает такие файлы. Помимо этого, файлы версии V9 c битрейтом 320 Кбит/с воспроизводятся с жуткими искажениями звука. Тэги в файлах WMA поддерживаются в полном объеме, как английские так и русские.

    Качество воспроизведения у плеера очень хорошее, но если вслепую сравнивать его с качеством воспроизведения у модели IMP-400, то я не смог бы обнаружить разницу между ними.




    Инструкция заявляет о поддержке MPEG1/2/2.5 Layer3, а также WMA и ASF. Ну, про последний написали, естественно, для галочки: ASF ? формат контейнерный (как AVI), так что его поддержка заключается лишь в том, что плеер найдет в файле данного типа аудиодорожку, каковая с вероятностью 99.(9)% будет представлена в формате WMA. Указана поддержка битрейтов от 8 до 320 Кбит/с, причем не указано, каких форматов это касается, а про частоты дискретизации вообще ничего не сказано. Что ж ? будем устанавливать истину опытным путем.

    Первым делом я занялся тестированием части, отвечающей за МР3. Результат оказался превосходным и вполне соответствующим обещанному. Отлично воспроизводятся все файлы с самыми различными параметрами: битрейт, канальность, частота дискретизации. Что ж ? уже очень хорошо.

    Переходим к WMA. В инструкции не указано, какие версии формата поддерживаются, посему я решил тестировать все. Уже самый древний V2 вызвал проблему с частотой дискретизации: подобно подавляющему большинству плееров, iFP-180T отказывается воспроизводить WMA-файлы с частотой 48 кГц. Честно говоря, меня это уже начинает просто бесить: почему-то то, что не вызывает проблем у недорого Zillion, вгоняет в ступор всех остальных. Не будь Zillion, можно было бы считать, что имеют место быть объективные трудности, но почему Digital Square их с успехом преодолевает, а остальные ? нет? В общем, здесь поддержка очень и очень ограниченная.

    Остальные частоты к трудностям не приводят. Что касается битрейтов, то для V2, как и положено, поддерживается все, вплоть до 160 Кбит/с, а для V7 и V8 ? до 192 Кбит/с (соответствующие максимальные значения для этих форматов). На этом можно было бы поставить точку, но незадолго до тестирования фирма Microsoft разработала новую версию своего формата, а именно V9. Компания сделала очередную попытку не мытьем так катаньем продавить свой стандарт, предприняв на этот раз шаги, которые нужно было сделать давно: максимальный битрейт теперь (как и в случае МР3) доведен до 320 Кбит/с, к тому же появилась возможность кодировать файлы с переменным битрейтом.


    Согласно инструкции, поддерживаются все файлы МР3 с битрейтами от 32 до 320 Кбит/с и самыми различными частотами дискретизации, а также WMA от 64 до 160 Кбит/с, но уже только до 44 кГц. Действительность оказалась немного лучше: плеер поддерживает и другие битрейты (в частности, менее 32 для МР3, а также 192 для WMA), а вот с частотами дискретизации все так и есть. После появления Zillion, отлично справляющегося с WMA-файлами с частотой дискретизации 48 кГц, ограниченную поддержку WMA можно уже считать недостатком. Парадокс: с одной стороны, программное обеспечение делает использование МР3 несколько более сложным, чем WMA, с другой ? сделать полноценную поддержку последнего формата руки не дошли.

    Опять же, если верить инструкции, то возможны проблемы с воспроизведением файлов с переменным битрейтом (VBR), к тому же упомянуто, что и с любыми другими тоже не обязательно все будет гладко. Самое время выдать MPMan приз зрительских симпатий ? за честность: проблемы бывают практически у всех, но первый раз хоть одна фирма признала их возможность в инструкции. Впрочем, должен отметить, что все файлы, которые плееру "скармливал" я, воспроизводились им как положено.




    Плеер воспроизводит только файлы типа MPEG1 Layer3 (т.е. за кадром остаются MPEG2 и MPEG2.5 Layer3, с которыми с успехом справляются некоторые другие модели) и никакие другие стандарты. Замечу, что проверку формата на допустимость выполняет еще программное обеспечение на этапе загрузки файла в плеер, так что ничего заведомо не поддерживаемого в него попасть не может. Ограничение на формат дает нам ограничение снизу на параметры: частота дискретизации не может быть ниже 22 кГц, что для подавляющего большинства файлов проблемой не является (однако если вы создаете файлы самостоятельно, да еще и для специфических целей, это может помешать). Но и если данное условие соблюдено, не все гладко: плеер легко принял все файлы закодированные Lame и Blade, а вот кодек GOGO вызвал большие проблемы при частоте дискретизации 48 кГц. Плеер не просто не воспроизводил данные файлы: он зависал на несколько секунд, отображая на экране название проблемного файла и только затем переходил к следующему. Налицо явная несовместимость с конкретным кодеком. Файлы же с наиболее распространенной на сегодня частотой 44 кГц и более низкими проблем не вызывают (во всяком случае, мне не удалось с ними столкнуться ни при работе с обязательным набором тестовых файлов, ни при простом использовании плеера по назначению, хотя файлов я через него прогнал немало). Превосходно поддерживаются все значения битрейтов, включая и нестандартные ниже 32 Кбит/с.




    Официально плееры поддерживают MP3 и WMA-файлы, что тестирование и подтвердило. С обязательным набором оба устройства справились безукоризненно: никаких проблем с каким-либо сочетанием параметров не возникло. Отлично воспроизводятся файлы разных версий, с разными частотами дискретизации и битрейтом. И если полной поддержкой MP3 сейчас уже никого не удивишь, то вот умение нормально обращаться с WMA 48 кГц, например, до сих пор не стало стандартом. Так что за этот пункт и DP100FM, и DP200FM заслуживают высочайшей оценки.




    Опять же ? плееры идентичны друг другу и почти идентичны Sorell SMP-140, однако за этим «почти» скрывается весьма важное отличие. Как вы помните, SMP-140 не испытывал никаких проблем с МР3-файлами, а вот файлы WMA V9 оказались ему «не по зубам». Описываемые же сегодня плееры этой проблемы лишены в принципе. Т.е., резюмируя, про мультикодек не наврали: новые плееры без каких-либо проблем воспроизводят файлы MPEG1 и MPEG2 Layer3, а также WMA всех известных на сегодня версий (V2, V7, V8 и V9) со всеми возможными частотами дискретизации от 8 до 48 кГц и битрейтами, допустимыми соответствующим стандартом (для МР3 это 8-320 Кбит/с, в случае WMA же есть некоторые ограничения, но не по вине плееров:)), как CBR, так и VBR. Собственно, это еще одно преимущество перед iRiver, до сих пор не полностью поддерживающим WMA (но очень небольшое, в отличие от массы и времени автономной работы).

    Чего еще остается желать? Хотелось бы, чтобы хоть кто-нибудь из производителей плееров освоил-таки формат WMA Lossless. Нельзя сказать, что это жизненно необходимо, но от возможности держать на одном диске два-три альбома вообще без каких-либо потерь качества (!) многие бы не отказались.




    Поддержка МР3 полная ? поддерживается как MPEG1, так и MPEG2, что дает нам частоты дискретизации от 8 до 48 кГц. С битрейтами тоже все гладко ? от 8 до 320 Кбит/с, как CBR, так и VBR. В общем, никаких проблем, как и положено современному устройству.

    С WMA-файлами ситуация немного сложнее. Погоняв на плеере файлы, отвечающие версиям V2, V7 и V8 этого стандарта я был готов прыгать до потолка: наконец-то нашелся еще один плеер, полноценно поддерживающий формат Windows Media. А радоваться было чему ? доселе пришлось столкнуться лишь с тремя такими моделями на флэш-памяти и всего одной MP3/CD. Все остальные же плееры, столкнувшись с файлами WMA с частотой дискретизации 48 кГц либо пропускали данный файл, либо даже зависали. Sorell же попал в узкий круг нормально работающих плееров, что не может не радовать.

    Однако V8 это день сегодняшний, а что завтра? А завтра нам предлагают V9 :) С этим вариантом у плеера пока дела обстоят неважно. Во-первых, плеер просто не смог воспроизвести некоторые файлы, причем, как ни странно, в основном кодированные в режиме совместимости с предыдущими версиями. Как ни странно, файлы с битрейтом выше 192 Кбит/с и VBR (то, что как раз было добавлено в V9), как правило, воспроизводились. Правда, пришло время «во-вторых»: воспроизводились они с немалыми искажениями (не все, но многие ? в частности, не удалось добиться нормального воспроизведения тестового файла, выданного RMAA). Можно считать это существенным недостатком, можно не считать. Можно и вообще не обращать на поддержку WMA внимания ? в конце концов, на фоне МР3 этот формат пока практически незаметен. А можно надеяться на то, что firmware-таки обновляемое и сей баг будет исправлен (в принципе, поддержку до сих пор не совсем официального V9 нам и не обещали).

    Еще из жизни WMA ? как и положено плееру от производителя второго эшелона, SMP-140 игнорирует защиту в WMA-файлах, в то время как «бренды» ведут себя «прилично», и «привязанные» к компьютеру-создателю файлы не воспроизводят. Кому-то может пригодиться.

    В отличие от обоих SlimX, Sorell не умеет работать с плейлистами формата M3U ? только создаваемые вручную списки проигрывания объемом до 32 песен. Для кого-то это может оказаться недостатком, я же его как таковой не ощутил по причине того, что на созданных мной дисках, равно как и на изредка покупаемой штамповке производства RMG, и ранее купленных дисках серий «Русский рок» и «Фонотека в кармане» (да и на «Домашней коллекции», говорят, тоже, хотя ее я не приобретаю по причине ужасающего качества) присутствует однозначное соответствие «один каталог ? один плейлист», а выбрать для проигрывания каталог ничуть не сложнее, чем файл.




    Как уже было сказано, проблем с различными режимами кодирования нет. У меня хранится много песен, закодированных самыми разными кодеками и с самыми разными параметрами: все были распознаны нормально. Единственное, на чем плеер споткнулся: песня "Пей пиво!" скачанная с официального сервера "Дискотеки Авария". В чем дело, я так и не разобрался: все остальные файлы, полученные с того же источника, воспроизводились нормально. К счастью, эта песня на сервере была в двух экземплярах (т.к. вошла в два альбома) с разными битрейтами. Один из вариантов заработал, так что удовольствия послушать сей жизнеутверждающий опус я не лишился :)

    Вот что касается частот дискретизации, то с ними не все гладко :( Один файлик с частотой 22 КГц под руку попался: ПО плеера даже отказалось записывать его в память. Впрочем, не так уж эта частота и нужна: стандартная для CD все-таки 44 КГц и именно с такой частотой (по вполне понятным причинам) записано большинство файлов, попадающихся в сети, и практически все имеющиеся на пиратских дисках. 48 встречается нередко из-за ориентации новых чипов именно на нее (а если в ход таки пойдет DVD Audio, то с ней мы будем сталкиваться еще чаще: стандартные для этих дисков 96 КГц куда проще превратить в 48, нежели в 44 КГц), но с этой частотой проблем-то и нет.

    Единственное, что несколько мешает радоваться жизни: в отличие от многих других флэшовых плееров, NEON воспринимает только стандартные МР3-файлы, полностью игнорируя сжатые в МР3 WAV. Впрочем, сейчас они встречаются не так уж и часто: последний диск с музыкой в этом формате я купил еще в 1998 году. Ну и, тем более, в отличие от CD/MP3, для плееров на базе флэш-памяти это не столь уж и критично: никто не мешает перед записью музыки в устройство обработать файлы одной из утилит, "сдирающих" все эти заголовки.




    Заявлена поддержка МР3 и WMA с самыми различными параметрами сжатия. Проверка показала, что пока ограничения есть. Что касается МР3, то здесь все замечательно: все частоты дискретизации, все битрейты. Вот в случае WMA возможны проблемы с частотой дискретизации 48 кГц. Замечу, что проблемы заключаются в возможности появления артефактов, а совсем не в невозможности воспроизведения. Из этого следует, что с достаточно большой долей вероятности данная проблема может быть исправлена в более новых версиях firmware. Так что перед нами еще один плеер (кроме Zillion), способный работать с такой частотой в этих файлах, что неподвластно куда более дорогим моделям. Проблему вызывают также и WMA-файлы с VBR: плеер их воспроизводит, но при этом не реагирует ни на какие кнопки, а по окончании воспроизведения так и остается на конце только что проигранного файла (из этого состояния его можно вывести, только вытащив батарейку). Зато с постоянными битрейтами все ОК с файлами всех версий формата (V2, V7, V8 или V9) ? воспроизводится даже 320 Кбит/с, что недоступно для iRiver iFP.

    В общем, декодер оставил о себе противоречивые впечатления. С одной стороны, он лишь немного уступает встроенному в Zillion (не поддерживаются файлы ААС), превосходя 99% плееров, с другой ? сырой он очень. Если это удастся исправить ? замечательно, нет ? привлекательность плеера сие сильно подорвет.




    Можно бы предположить, что обе модели плеера (МР200 и МР304) должны вести себя абсолютно одинаково, однако на практике все несколько не так. МР200 отлично работал с МР3, но в случае WMA бывали некоторые проблемы. МР304 же превосходно работает с WMA, зато не всегда корректно обращается с МР3. В частности, на МР3-файлах с битрейтом 320 Кбит/с при частоте дискретизации 48 кГц плеер просто «зависает»: воспроизведение продолжается, но плеер не реагирует ни на какие кнопки, а закончив песню, просто останавливается (точно также МР200 вел себя на WMA-файлах с VBR). Кроме того, при использовании VBR в MP3 счетчик ведет себя странно: не просто скорость меняется - он способен иногда и в обратную сторону пойти. Зато с WMA никаких проблем: поддерживаются файлы версий V2, V7, V8 и V9 с любыми доступными битрейтами (до 320 Кбит/с включительно) и частотами дискретизации (включая и 48 кГц). Да и позиция проигрывания в случае VBR на WMA-файлах определяется корректно, в отличие от МР3.

    Какой можно сделать вывод? Декодер в плеерах, скорее всего, одинаковый, а разница в плане совместимости проявляется из-за различий в прошивках. Таким образом, наверняка в ближайшее время для обеих моделей появятся версии firmware, вобравшие в себя все лучшее, что есть в каждой из них на сегодняшний момент. Другими словами, и МР200, и МР304 смогут превосходно воспроизводить все файлы и МР3, и WMA. Замечу, что, если полной поддержкой МР3 сейчас никого не удивишь, то WMA в достаточном объеме поддерживает лишь один плеер на рынке (по крайней, из протестированных нами) ? Digital Square Zillion. Теперь вот к нему добавился и TGE MP304, а у всех остальных поддержка WMA лишь ограниченная.



    Содержание раздела