Секреты Pinnacle Studio 9

         

Секреты Pinnacle Studio 9

Когда я приступал к работе с цифровым видео в 1991 году, сама возможность смотреть видеофильмы на компьютере казалась мне технологическим чудом. Однако стоило показать это обычному человеку, возникала типичная реакция: «А почему выглядит хуже, чем на моем телевизоре?» Трудновато было дать ответ, если учесть, что компьютер тогда стоил три тысячи долларов, а телевизор - триста.
С этого и начались мои поиски «видео без оправданий». Такого видео, которое я мог показать жене, детям и друзьям, не принося извинений за неважное качество изображения или звука.
По мере роста интереса к цифровому видео мои друзья и родные стали чаще спрашивать о том, какой видеоредактор лучше. Чтобы он был достаточно дешев и легок в освоении. Когда рекомендуешь пользоваться какой-нибудь программой, поневоле начинаешь играть роль службы технической поддержки - к тебе обращаются по всем вопросам работы с ней. Поэтому я стал искать такую программу, рекомендуя которую не рискуешь стать ходячей справочной.
Как вы, наверное, догадываетесь, я ее нашел. Это программа Studio 9.0, созданная компанией Pinnacle Systems.
Studio 9.0 предлагает вам именно то самое «видео без оправданий» благодаря алгоритму кодирования в формат MPKG-2. Именно такой формат используется и DVD- дисках, производимых в Голливуде. В конце концов, если он подходит для фильмов «Матрица» и «Когда Гарри встретил Салли», то вполне подходит и для меня! Сам формат MPEG-2 еще не гарантирует бескомпромиссного качества изображения. Все зависит от исходной записи, применяемого кодировщика и настройки параметров кодирования.
Я проработал в команде обозревателей журнала PC Magazine, которая отметила Studio несколькими наградами «Выбор редактора», и убедился, что интерфейс этой программы понятен даже новичкам в области видеомонтажа. С выходом Studio 9.0, первой программы, объединяющей традиционную обработку видео с авторингом DVD, программисты Pinnacle предоставили возможность пользоваться DVI) так же легко и удобно. Эта технология в последнее время стала вполне доступной благодаря псюро! !>м записывающим DVD-приводам и совсем дешевым дискам.
Возможности Studio по созданию видеороликов весьма обширны. Хотите быстро преобразовать 60-минутную видеопленку в формат DVD и отправить своей теще? Нет ничего проще - никаких проблем и путаницы. Хотите потратить несколько часов на создание полноценного фильма, «точь-в-точь как в Голливуде»? Studio позволяет сделать и это, причем распространить свой фильм вы сможете либо на DVD-дисках, либо через Internet, либо каким-то другим способом.
Данную программу легко освоят даже новички, однако ее инструментарий удовлетворит и опытного пользователя.

Введение


Возможности Studio по созданию видеороликов весьма обширны. Хотите быстро преобразовать 60-минутную видеопленку в формат DVD и отправить своей теще? Нет ничего проще - никаких проблем и путаницы. Хотите потратить несколько часов на создание полноценного фильма, «точь-в-точь как в Голливуде»? Studio позволяет сделать и это, причем распространить свой фильм вы сможете либо на DVD-дисках, либо через Internet, либо каким-то другим способом.
Данную программу легко освоят даже новички, однако ее инструментарий удовлетворит и опытного пользователя.

Экскурсия
Несмотря на простоту и ясность, интерфейс программы Studio 9.0 от компании Pinnacle Systems имеет несколько укромных уголков, незаметных с первого взгляда. На наше счастье, в Studio есть довольно обширный обзорный тур, который знакомит пользователя с окрестностями. В начале этой главы мы узнаем, как совершить эту экскурсию по округе, затем познакомимся с основными режимами работы программы: Захват (Capture), Редактирование (Edit) и Вывод фильма (Make Movie).

Выбор диска для исходного видеоматериала
Pinnacle Studio - довольно легкая в обращении программа, поэтому вы сразу можете приступить к работе. В то же время для каждого создаваемого проекта следует предварительно задать некоторые параметры. Например, указать местоположение для полученного из внешних источников видеоматериала и вспомогательных файлов, да и проверить жесткий диск на соответствие не менее жестким требованиям видеомонтажа тоже не помешает.

Интерфейс во время захвата DVвидео
В далеком 1996 году мне впервые попала в руки цифровая видеокамера, и с тех пор я остаюсь большим поклонником цифрового видео. Помимо того что цифровое видео легко переносить на компьютер, оно, как правило, обладает более высоким качеством, чем видео на аналоговых камерах. Кроме того, цифровые видеокамеры записывают время и дату каждой съемки, поэтому Pinnacle Studio 9.0 может разделять видеоматериал на сцены.

Интерфейс при захвате аналогового видео
В то время как захват DV-видео представляет собой простой перенос файла и зачастую не требует выполнения каких-либо настроек, захват аналогового видео связан с множеством настроек, которые необходимо указать: разрешение, качество, яркость, громкость звука и т.д. Обилие настроек может сбить с толку любого пользователя.

Захват кадров
Мне очень нравится возможность захвата отдельных кадров, полученных с помощью цифровой видеокамеры, особенно если на них сняты мои дети. Почему? Дело в том, что, хотя моя цифровая фотокамера Kodak DC4800 делает фотографии очень высокого качества (3,2 мегапикселя), следующий кадр можно получить только через шесть секунд после предыдущего.

Видеосцены
Альбом (Album) является неотъемлемой частью интерфейса программы Studio. Это место хранения видео- и аудиофайлов, а также статических изображений -тех ресурсов, из которых будет состоять ваш проект. Более того, в Альбоме хранятся переходы, титры и меню. Эта панель не является в полном смысле корзиной или библиотекой, какие имеются в других программах, поскольку все ресурсы не остаются в файле проекта. В Альбоме просто отображаются файлы в текущей папке.

Режимы Окна Фильма
После того как вы выполните захват всех исходных видео- и аудиоматериалов, а также подготовите статические изображения, на жестком диске появится множество файлов - как правило, гораздо больше, чем будет использовано в готовом видеофильме. То есть теперь нам нужно отрезать все лишнее и собрать вместе разрозненные кусочки будущего проекта. Эта работа выполняется в Окне Фильма.

Наш инструментарий
Переходом называется эффект, используемый в видеофильме для плавной смены одной сцены другой. Наверняка вы наблюдали похожие эффекты, хотя и не догадывались, что они называются именно так. Например, в художественных фильмах часто используется затухание (фейдер - fade), когда изображение в конце сцены темнеет и становится полностью черным, а следующая сцена так же плавно появляется из черного экрана. Когда две сцены сначала сливаются друг с другом, а потом на экране остается только вторая, такой эффект называется наплывом (dissolve).

Открываем Редактор титров
Редактор титров (Title Editor) программы Studio всегда отличался удобством и функциональностью. В восьмой версии программы компания-разработчик добавила в него еще одну функцию - создание DVD-меню и кнопок. Таким образом, в Studio 9.0 объединены возможности по обычной обработке видео и по созданию DVD-проектов, причем интерфейс программы в обоих случаях остался неизменным, что значительно облегчает задачу.

Цифровой звук

Звуковое сопровождение компьютера всегда находилось несколько на втором плане. Большинство пользователей более охотно потратят деньги на новейший акселератор 3D графики, нежели на новую звуковую карту. Однако за последний год производители звуковых чипов и разработчики технологий 3D звука приложили немало усилий, чтобы убедить пользователей и разработчиков приложений в том, что хороший 3D звук является неотъемлемой частью современного мультимедиа компьютера. Пользователей убедить в пользе 3D звука несколько легче, чем разработчиков приложений. Достаточно расписать пользователю то, как источники звука будут располагаться в пространстве вокруг него, т.е. звук будет окружать слушателя со всех сторон и динамично изменяться, как многие сразу потянутся за кошельком. С разработчиками игр и приложений сложнее. Их надо убедить потратить время и средства на реализацию качественного звука. А если звуковых интерфейсов несколько, то перед разработчиком игры встает проблема выбора. Сегодня есть два основных звуковых интерфейса, это DirectSound3D от Microsoft и A3D от Aureal. При этом, если разработчик приложения предпочтет A3D, то на всем аппаратном обеспечении DS3D будет воспроизводиться 3D позиционируемый звук, причем такой же, как если бы изначально использовался API DS3D. Само понятие "трехмерный звук" подразумевает, что источники звука располагаются в трехмерном пространстве вокруг слушателя. Это основа. Далее, чтобы придать звуковой модели реализм и усилить ощущения при восприятии звука слушателем, используются различные технологии, обеспечивающие воспроизведение реверберации, отраженных звуков, окклюзии (звук прошедший через препятствие), обструкции (звук не прошел через препятствие), дистанционное моделирование (вводится параметр удаленности источника звука от слушателя) и масса других интересных эффектов. Цель всего этого ? создать у пользователя ощущение реальности звука и усилить впечатления от видеоряда в игре или приложении. Не секрет, что слух это второстепенное чувство человека, именно поэтому, каждый индивидуальный пользователь воспринимает звук по-своему.

Технология создания позиционируемого 3D звука
Звуковое сопровождение компьютера всегда находилось несколько на втором плане. Большинство пользователей более охотно потратят деньги на новейший акселератор 3D графики, нежели на новую звуковую карту. Однако за последний год производители звуковых чипов и разработчики технологий 3D звука приложили немало усилий, чтобы убедить пользователей и разработчиков приложений в том, что хороший 3D звук является неотъемлемой частью современного мультимедиа компьютера. Пользователей убедить в пользе 3D звука несколько легче, чем разработчиков приложений.

Звуковая карта Sound Blaster Audigy (SB0090)
Подключение 5.1-акустики по аналоговым или цифровым выходам не претерпело изменений по сравнению с Live!5.1. По прежнему приходится выбирать одно из двух видов подключения. В случае Audigy вопрос этот не праздный: предпочесть ли внешние преобразователи в наборах DTT от Creative и подать сигнал по цифре или лучше использовать внутренние 24/96 преобразователи?

Перейдем к практике
Сначала скажем немного о воспроизведении MIDI. Чип ThunderBird 128 поддерживает на аппаратном уровне 64 голосовую полифонию. При этом в стандартной панели управления у вас нет возможности подгрузить какой-либо внешний звуковой банк. По умолчанию подгружается звуковой банк tbird128.dls, входящий в поставку с картой 368DSP.

Стандарты звуковой индустрии
Dolby Surround Pro Logic, Dolby Digital (AC3) чаще всего используют в киноиндустрии. Причем стандарт Dolby Surround Pro Logic является аналоговым, имеет 4 раздельных канала - два фронтальных, центр и тыл (общий, т.е. задние каналы работают как бы в монофоническом режиме). Сабвуфер (если он вообще есть) не является отдельным каналом, а воспроизводит низкие частоты фронтальных каналов. У Dolby Digital все совсем по-другому: стандарт полностью цифровой, имеет 6 независимых раздельных каналов (2 фронтальных, центральный, два тыловых и сабвуфер - канал для низких частот). Dolby Digital поддерживается картами Sound Blaster Live! 5.1, точнее, АС3-декодирование выполняется не аппаратно картой, а ее драйвером.

Аудио-MIDI секвенсор Cubase SX от Steinberg
Хочется сказать одну вещь всем счастливым обладателям карт семейства SBLive, работающим исключительно в Cakewalk/Sonar. Да, интерфейсы MME и WDM Kernel Streaming от Билли ? это, конечно, хорошо. Но если перед вами стоит цель написания действительно качественной музыки, а не композиций на уровне художественной самодеятельности, нужно переходить на профессиональные звуковые карты с интерфейсом ASIO. Сегодня иначе никак нельзя.




MP3-плеер Digital Square MiniPOP3 PA20
Давненько не радовали нас производители плееров чем-нибудь сверхкомпактным и при этом недорогим :) Собственно, у меня даже начало складываться ощущение, что миниатюрные модели как сегмент рынка интересуют лишь IC и Panasonic, причем изделия последней к недорогим не отнесешь, к тому же, они практически не наблюдаются на необъятных просторах Родины. Однако, как выяснилось, я заблуждался и очень сильно. В районе нового года появился MiniPOP3 РА20 корейской компании Digital Square, одновременно и маленький (что немаловажно), и достаточно дешевый (что позволяет рассматривать его как возможную покупку даже тех, кому размеры и вес не совсем критичны). Ну что ж - сейчас мы его и изучим :)

Звуковая карта DMX от Terratec
Если посмотреть на рынок звуковых карт, то можно заметить, что основные баталии разворачиваются вокруг продуктов Creative и Aureal. Однако это вовсе не означает, что эти две компании конкурируют исключительно друг с другом. На самом деле есть и другие игроки на рынке 3D звука. Например, компании Sensaura и QSound. Мы уже писали о технологиях этих компаний и тестировали плату Aztech 368DSP, поддерживающую решения от Qsound. Зато про продукты, реализующие алгоритмы Sensaura мы не писали. Особый интерес к разработкам Sensaura возник в связи с тем, что компания S3 анонсировала новую звуковую карту Monster Sound MX400 на базе чипа Canyon3D.

Качество воспроизведения
Тестирование как всегда проводилось при помощи программы RMAA 4.3 на компьютере со звуковой картой SB Audigy. Для восприятия плеером тестовый файл был сжат GOGO-no-coda 3.08 с битрейтом 320 Кбит/с. Во время тестирования на плеере был выставлен максимальный уровень громкости (хоть это и способно увеличить искажения, однако специальную «подгонку» под наилучшие для устройства условия я проводить не считаю правильным).

MP3/WMA-плеер Hyun Won M-Any Ultrasm
Первоначально компания Hyun Won сделала себе имя на выпуске плееров-кассет, где стала настоящим лидером рынка. Одна из наиболее совершенных моделей (M-Any DAH-200M) уже была нами высоко оценена, получив iXBT.com Award 2001 в номинации "Цифровые плееры". Однако примерно со второй половины 2001 года в Hyun Won решили заняться и удовлетворением потребностей других групп пользователей, которым нужны хорошие и недорогие плееры классического образца. Так на рынок вышли Gemboy и Audible Master, достаточно тепло встреченные покупателями благодаря невысоким ценам и хорошим функциональным возможностям.

MP3/WMA-плеер Intel Pocket Concert
Когда в прошлом году фирма Intel заявила о том, что будет выпускать плееры на флэш-памяти, одни восприняли это с удивлением (Intel и плееры? Странно), другие - с энтузиазмом (все же один из производителей флэша, может цены хорошие будут). Анонс первой же разработанной модели несколько осадил скептиков: присутствовало все, что считалось и считается нужным - FM-тюнер, поддержка MP3 и WMA (с возможностью модернизации), подключение через USB, информативный ЖК-дисплей.

Внешний вид и эргономика
Предполагается, что один провод (желтый) подсоединяется к аккумуляторной батарее и находится постоянно под напряжением, чтобы не сбросились настройки магнитолы. Второй провод (красный) подсоединяется к аккумулятору через замок зажигания, т. е. по нему подается питание для работы магнитолы только когда включено зажигание. При этом, если оба провода находятся под напряжением, но магнитола выключена, то потребляемый ток составляет 4.3 мА, а если только желтый, то 3.4 мА.

Тестирование звукового тракта
Программа RMAA позволила протестировать аудиотракт этого устройства. Но сначала субъективные тесты. Так как я не являюсь аудиофилом, а только в легкой степени меломаном, то все источники звука качеством лучше некого порога для меня звучат одинаково хорошо. Я сравнил звучание данного плеера с центром Sony MCH-RX70. Оба были одновременно подключены (аналоговыми RCA-шнурами) к усилителю Yamaha AX-396, который работал на колонки Canton Fonum 530. Запускались синхронно два одинаковых диска и с помощью пульта производилось переключение между источниками.

SOLO-2 против Radiotehnika S-30B
Друзья мои, не забывайте, что произведённая в Китае продукция разрабатывается в Штатах и Европе. Заводы в Китае строятся на базе самого современного автоматизированного оборудования под руководством инженеров из тех же Штатов. Китайские рабочие, выполняющие все ручные операции под строгим контролем качества, намного превосходят по квалификации слесаря дядю Васю, который кувалдой забивает болты в гайки. Это несравнимые вещи. Прежде чем огульно хаять, найдите изготовленные в Китае приличные колонки и посмотрите на качество современной технологии изготовления и сборки ? допуски и посадки составляют десятые и даже сотые доли миллиметра.

Dog New Tricks - Garbage
Я уверен, что не имеет смысла делать архивы звуковых данных (библиотеки сэмплов, фонотеки и т.п.) в mp3 (это касается и MiniDisk, так как там тоже используется кодирование с потерями, и других форматов). После этого звук нельзя обработать: при использовании многих способов цифровой обработки появляются слышимые искажения, из-за этого нельзя хранить, скажем, сэмплы в mp3. Нельзя никак восстановить утраченные на этапе кодирования части, улучшить звук. То есть это дорога в одну сторону.

Freeware AAC Encoder v.0.61
Этот кодер принадлежит к семейству AAC, что видно из его названия. Из всех протестированных AAC-кодеров только он один поддерживает функции LTP, PNS и TNS. В процессе тестирования было решено не применять PNS, так как эта функция нужна только при кодировании на низких битрейтах сигналов с высоким уровнем широкополосных белых шумов - при кодировании производится фильтрация и запоминается только их уровень. При декодировании эти шумы эмулируются с помощью добавления к сигналу белого шума с уровнем интенсивности, равным запомненному при кодировании

Что такое DivX и для чего он нужен?
DivX (divx.ctw.cc) - кодек, производящий компрессию/декомпрессию изображения, сжатого в стандарте MPEG-4. В стремлении вытеснить с рынка потокового видео конкурентов (к примеру Apple c его QuickTime) в Microsoft занялись разработкой кодека, позволяющего компрессировать видеопоток в формат MPEG-4. На одном из этапов отладки нового продукта в "массы" была выпущена бета-версия этого кодека, которая после небольших доработок группой хакеров была переименована в DivX-кодек. По "политическим" мотивам Microsoft позже свернула разработки в этом направлении, выпустив только модуль для воспроизведения уже закодированного видео.

MP3/CD-плеер Panasonic SL-MP50
MP3-плееры (под ними я подразумеваю не только плееры, воспроизводящие MP3-файлы, а все цифровые плееры, работающие со сжатой MPEG-подобной аудиоинформацией) свободны от этого недостатка: производители, не скованные в своей фантазии никакими патентами (к счастью, Fraunhofer не стала монополистом алгоритма сжатия звука), каждый год выпускают на свет десятки различных моделей, совершенно не похожих друг на друга: это и плееры-наушники, и плееры-наручные часы, и более стандартные "коробочки" размером с пачку сигарет.

Утилиты для работы с Rio PMP300
Так или иначе, все мы слушаем музыку. Те, у кого нет компьютера, слушают кассетные или CD плееры в дороге, различные разновидности тюнеров и музыкальных коробок дома или на работе. Если у вас есть компьютер, то вы наверняка слышали про формат MP3. Если вам незнакома эта аббревиатура, то рекомендуем почитать раздел "Мультимедиа". Вкратце, MP3 или MPEG-1 Audio Layer 3 это цифровой формат для музыки. MP3 является ISO стандартом (ISO 11172-3). Одним из главных преимуществ использования цифрового формата - это требуемые объемы для хранения данных. При преобразовании в формат MP3 применяются алгоритмы сжатия, при этом степень компрессии может достигать соотношения 1:20, но обычно используется коэффициент сжатия 1:10, что соответствует потоку в 128 Кбит в секунду (далее, просто Кбит).

И снова о MIDI
В статье про обычный Platinum, я устраивал виртуальный поединок в MIDI между тремя основными конкурентами на рынке звуковых карт на тот момент - Live!, Yamaha и Vortex. За прошедший год мало что изменилось. Поэтому тем, кому интересно использование звуковой карты в качестве минусовки в караоке плеере, под старые ностальгические игрушки с MIDI звуком, для обучения себя и ребёнка музыкальной грамоте, а может и для реализации собственных музыкальных экспериментов, я рекомендую ознакомиться с результатами тестирования и прослушать звучание упомянутых звуковых карт в моём прошлом обзоре, отмотав 3 экрана от конца того обзора.

Недостатки HRTF
Если источники звука неподвижны, они не могут быть точно локализованы в пространстве, так как мозгу для определения местоположения источника звука необходимо наличие перемещения (либо самого источника звука, либо подсознательных микро-перемещений головы слушателя), которое помогает определить расположение источника звука в геометрическом пространстве.

ЖК-экран и управление устройством
Все-таки диктофон это не плеер: если в плеере какие-либо операции по управлению устройством приходится производить редко, так что скорость их выполнения некритична, то в диктофоне ситуация совершенно противоположная. Поэтому-то и неприемлема столь удобная в плеерах система управления на базе меню. В основном, все выполняется различными кнопочками и ползунками. Для управления воспроизведением имеется Jog-Dial. Для управления скоростью воспроизведения, режимом VAS и блокировкой кнопок применяются отдельные ползунки. Отдельная кнопка управляет записью и переключением каталогов, отдельная делает снимки, отдельная удаляет файлы, отдельная переключает режимы повтора, регулятор громкости тоже отделен от остальных органов управления… даже для управления питанием имеется совершенно отдельная кнопка!

Выводы
RightMark Audio Analyzer: Audio Steno 320
RightMark Audio Analyzer test: LynxTWO-B S/PDIF
Тест RightMark Audio Analyzer: MPIO CL100
Тест RightMark Audio Analyzer: Aria DP200FM
Тест RightMark Audio Analyzer: сравнение
Тест RightMark Audio Analyzer: MPIO FY200
Тест RightMark Audio Analyzer: Hansori HAN-230UVS
Тест RightMark Audio Analyzer: i-BEAD100
InnoAX CD3 - Normal mode
Тест RightMark Audio Analyzer: сравнение
Тест RightMark Audio Analyzer: miniPOP3
Тест RightMark Audio Analyzer: Cenix MP-400
Тест RightMark Audio Analyzer: сравнение
Тест RightMark Audio Analyzer: сравнение
Тест RightMark Audio Analyzer: SAFA SR-M290F
Тест RightMark Audio Analyzer: сравнение

Terratec Aureon 7.1 Space
AV340 Record
AV340 Record
Archos Multimedia AV340

Hercules DJ Console
Malata-analog
Malata-analog
Malata-digit

E-MU 1820 +4 dBu
E-MU 1820 +4 dBu
E-MU 1820 S/PDIF out

Envy24PT + VT1616
Envy24PT + VT1616
Сравнение

Aa8
Aa8
pf4 extreme
Realtek AC97 Audio
Realtek HD Audio

Fortissimo III 7.1
Fortissimo III 7.1

AUDIOTRAK OptoPlay
AUDIOTRAK OptoPlay

Audiotrak ProDigy 7.1
Cравнение

Cравнение

Zalman RSSC USB Audio

EMM386

Sorell SMP-140 CD-DA (160 sec ESP)

M-Audio Sonica Theater

Sony-cdx-mp30
Lineout
Powerout

SoundMAX AD1885 codec
SoundMAX AD1885 codec
SB Audigy Front Out